• РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

     

    ранее выполненных заключений экспертов с целью выявления в них различных нарушений

  • До трёх дней!




    Срочное выполнение почерковедческих экспертиз и исследований

  • 30 000 рублей




    Определение давности выполнения одного реквизита в документе

     

Главная \ ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ И ИССЛЕДОВАНИЙ \ Трасологическая экспертиза

ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 

Трасологическая экспертиза входит в состав криминалистических экспертиз, которые проводятся на базе Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский комплекс судебных экспертиз» (АНО «НИКСЭ») опытнейшими экспертами с использованием высокотехнологичного спецоборудования и технологий.

Предметом судебно-трасологической экспертизы является установление фактических данных при изучении различных следов в целях определения механизма их образования и определения оставившего их объекта.

Виды трасологической экспертизы по объектам исследования и используемым методикам делятся на:

  • следы человека (гомеоскопия);
  • следы орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств (механоскопия);
  • следы транспортных средств (транспортная трасология);
  • следы животных.

Каждый из вышеуказанных видов подразделяется на подвиды, в зависимости от особенностей следообразующих объектов и методов, посредством которых производится обнаружение, фиксация, изъятие и исследование следов.

Экспертиза следов человека включает исследование: следов рук (дактилоскопия); следов зубов и губ; следов ног и обуви; следов ногтей и их частей; следов иных частей тела – участков кожи, не имеющих папиллярных узоров (лоб, нос, ушные раковины и др.); следов одежды; перчаток и их следов.

Экспертиза орудий, инструментов и механизмов охватывает исследование: следов орудий и механизмов; следов взлома; следов крови; ручных швов; замков; пломб; запирающих устройств и следов на них; предметов одежды, следов и повреждений на ней; изделий массового производства; установление целого по частям.

В транспортно-трасологическую экспертизу входит исследование: следов ходовой части транспортного средства; следов выступающей части транспортного средства; отделившихся частей (деталей) транспортного средства.

Экспертиза следов животных включает исследование: следов ног (подков), лап; следов зубов, когтей животных; клейма (тавра).

Для проведения трасологического исследования в АНО «НИКСЭ» клиентом должно быть подано ходатайство. Основными заказчиками трасологической экспертизы (исследования) являются страховые компании, физические или юридические лица. Производство трасологической экспертизы может также быть назначено следователем (дознавателем), либо Судом.

Трасологическая экспертиза направлена на изучение следов, воссоздания схемы и последовательности их образования, установления объекта, которым они оставлены. Цели и задачи, которые ставятся перед экспертами, определяются непосредственно заказчиком.

Задачи конкретного экспертного исследования делятся на идентификационные и диагностические.

Идентификационные в зависимости от вида трасологических экспертиз подразделяются на задачи установления конкретного тождества и групповой принадлежности людей, орудий, механизмов или животных, оставивших следы, а также на задачи установления тождества целого по морфологическим особенностям и признакам взаимодействия, отобразившихся в его частях. Диагностические задачи направлены на обнаружение и фиксацию следов, выяснение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов, определение последовательности возникновения следов, свойств исследуемых объектов и т.п.

Перед экспертами АНО «НИКСЭ» при проведении трасологической экспертизы (исследования) наиболее часто ставятся следующие вопросы:

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ

1. При исследовании следов человека

  • Не оставлены ли следы рук конкретным лицом (лицами)?
  •  Не принадлежат ли отпечатки пальцев рук одному лицу?
  •  Не оставлены ли следы рук, изъятые с разных мест происшествий, одним и тем же лицом?
  •  Какой рукой (правой или левой) и какими пальцами оставлены следы?
  •  Каким участком ладонной поверхности оставлены следы?
  •  Не оставлены ли следы зубами конкретного человека?
  •  Какими конкретно зубами оставлены следы?
  •  Не оставлены ли следы босых ног конкретным лицом?
  •  Не оставлены ли следы босых ног, изъятые при осмотре нескольких мест происшествий, одним лицом?
  •  Не оставлены ли исследуемые следы обувью конкретного человека?
  •  Не оставлены ли исследуемые следы носками (чулками) конкретного человека?
  •  Не могло ли быть причинено повреждение на одежде конкретным орудием?
  •  Не оставлены ли следы конкретным экземпляром одежды?
  •  Одним или несколькими видами одежды образованы следы?
  •  Не оставлены ли следы конкретной перчаткой?
  •  Имеются ли дефекты (производственные или эксплуатационные) на перчатке, которой оставлен след?

2. При исследовании следов орудий, инструментов и производственных механизмов

  • - не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, орудием (инструментом), изъятым у подозреваемого;
  •  оставлены ли следы одним или разными орудиями;
  •  не составляли ли ранее части разделенного орудия единое целое;
  •  к какому виду узлов относится исследуемый узел?
  •  не завязан ли узел подозреваемым?
  •  одинаковы ли по способу завязывания узлы на разных объектах исследования (например, изъятый на месте преступления и в доме подозреваемого)?

3. При исследовании следов транспортных средств

  •  Имеются ли на представленных вещественных доказательствах (одежде потерпевшего и т.п.) следы транспортных средств?
  •  Каким видом транспорта оставлены следы на месте происшествия?
  •  Какой моделью или типом автомобиля оставлены следы на месте происшествия?
  •  Какой частью транспортного средства оставлены следы?
  •  Какой моделью шины оставлены следы?
  •  Каким колесом транспортного средства оставлены следы?
  •  Не оставлены ли следы на месте происшествия конкретным автомобилем?
  •  Не составляет ли обломок кронштейна (осколок стекла, частицы краски, обнаруженные на месте происшествия) единое целое с частью кронштейна (осколками фар, лакокрасочным покрытием транспортного средства), представленного на экспертизу?
  •  Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве частью другого транспортного средства?

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ

При исследовании следов человека

  • Имеются ли на предмете следы рук?
  • В результате какого действия (захват, касание) оставлены следы рук?
  • Каковы особенности строения рук человека, оставившего следы?
  • Пригодны ли обнаруженные следы рук для идентификации?
  • Не являются ли обнаруженные следы результатом воздействия зубного аппарата?
  • Зубами человека или животного оставлены данные следы?
  • В результате какого действия челюстей (надкус, откус), при каком положении их и с какой стороны были оставлены следы зубов?
  • Зубами какой стороны (правой, левой) оставлены следы зубов?
  • Какими зубами (резцами, клыками, коренными) какой челюсти оставлены следы?
  • Пригодны ли следы зубов для идентификации?
  • Можно ли судить по следам о наличии протеза (каков вид протеза)?
  • Не являются ли обнаруженные следы результатом воздействия ногтей рук человека?
  • Каково было направление движения руки, оставившей следы ногтей?
  • Не имеются ли на данной поверхности невидимые следы босых ног?
  • Являются ли обнаруженные следы результатом воздействия босых ног человека?
  • Каков рост человека, оставившего след ноги?
  • Пригодны ли следы ног для идентификации?
  • Не являются ли обнаруженные следы результатом воздействия обутых ног человека?
  • Какова длина стопы человека, оставившего обнаруженный след обуви?
  • Какие особенности имеет подошва обуви, оставившая след, степень ее изношенности?
  • Каков рост человека, оставившего след обуви?
  • Пригодны ли следы для идентификации?
  • Не оставлены ли обнаруженные следы ногами человека, обутыми в чулки, носки?
  • Какова длина стопы человека, оставившего следы?
  • Пригодны ли следы для идентификации?
  • Какие особенности имеют чулки (носки) на участке, соответствующем подошве ноги?
  • Определить элементы дорожки следов (длина шага, ширина шага, угол разворота стопы (правой, левой), угол шага)?
  • Каковы особенности человека, оставившего следы (рост, пол, манера ходьбы, физическое состояние, и др.)?
  • Каков механизм образования следов: не оставлены следы ног при ходьбе, беге, стоянии; направление и относительная скорость движения; не оставлены ли следы лицом, несшим тяжелый груз, в состоянии опьянения?
  • Каков механизм образования следов?
  • В какой мере по следам можно судить об участках тела, оставившем следы?
  • Пригодны ли следы для идентификации?
  • Не являются ли данные следы результатом соприкосновения воспринимающей поверхности с участками одежды?
  • В результате какого взаимодействия объекта возникли следы (касание, скольжение и др.)?
  • Пригодны ли следы для идентификации?
  • Каков механизм образования следов (брызги, капли, потеки, помарки, отпечатки, лужи)?
  • Каково было взаимное расположение источника крови и воспринимающей поверхности (под каким углом, с какого расстояния летела кровь)?
  • Соответствует ли механизм образования следов крови определенным условиям?
  • Перемещался ли источник крови по отношению к воспринимающей поверхности?

2. При исследовании следов орудий, инструментов и производственных механизмов

  •  Являются ли данные следы результатом воздействия орудия, инструмента при взломе преграды?
  •  Каков механизм образования следов взлома: способ взлома (отделение, вырезание, пролом, отжим и т.д.)? Какова последовательность образования следов?
  •  С какой стороны взломана преграда?
  •  К какому типу относится орудие, оставившее следы: топор, лом, стамеска, нож и т.п.?
  •  Какие признаки имеет орудие, оставившее след?
  •  Одним или несколькими орудиями произведен данный взлом?
  •  Каков механизм образования следов резания металла: с какого места начато резание; направление резания; делались ли остановки во время резания?
  •  Обладает ли профессиональными навыками лицо, совершившее взлом?
  •  Исправен ли механизм представленного замка, если нет, то в чем заключается неисправность, пригоден ли он для запирания?
  •  Находился данный замок в употреблении?
  •  Каким способом открыт (взломан) замков?
  •  Имеются ли на замке повреждения?
  •  Можно ли отпереть данный замок при помощи определенного инструмента (отмычки, гвоздя, куска проволоки)?
  •  Орудием какого типа взломан замок?
  •  Не одним ли способом взломаны представленные замки?
  •  Являются ли следы, имеющиеся на пломбе, результатом механического воздействия, не связанного с первичным воздействием пломбиратора (печати)?
  •  Являются ли следы, имеющиеся на пломбе, результатом вторичного воздействия пломбиратора?
  •  Каким способом вскрывалась пломба?
  •  Можно ли из данной пломбы извлечь проволоку (бечевку), не нарушая целостности пломбы?
  •  Орудием какого типа вскрывалась пломба?
  •  Каким способом (разрыв, разлом, разрез и т.п.) отделена часть от предмета?
  •  В какой мере по признакам части можно судить об объекте в целом, от которого она была отделена?
  •  Частью какого предмета (орудия, инструмента, механизма и т.п.) является исследуемый объект?
  •  Является ли представленный на исследование узел профессиональным; представителем какой профессии выполняются такие узлы?
  •  К какому типу узлов принадлежит исследуемый узел?
  •  Каким способом, ручным швом какого вида сшита данная вещь?
  •  Каким способом произведена ручная починка (штопка) изделия?
  •  Обладает ли лицо, выполнившее ручной шов, профессиональными навыками, если да, то в какой мере?

3. При исследовании следов транспортных средств

  •  Являются ли данные следы результатом воздействия колес транспортного средства?
  •  В каком направлении двигалось транспортное средство?
  •  Осуществляло ли транспортное средство остановку, торможение, поворот?
  •  Каковы признаки ходовой части транспортного средства, оставившего следы?
  •  Какие дефекты имеют шины, оставившие следы?
  •  О каких неисправностях транспортного средства свидетельствуют дефекты шин, отобразившиеся в следах (общий износ протектора, неравномерный износ протектора как следствие неправильного развала колес, пробои, порезы, вздутие протектора)?
  •  Каков механизм образования следов, имеющихся на транспортном средстве (удар, скольжение), сила воздействия?
  •  Какой деталью (частью) транспортного средства оставлены следы?
  •  С учетом следов, оставшихся на дорожном покрытии, определить место столкновения транспортных средств, их взаиморасположение.
  •  Каков в целом механизм образования следов на транспортных средствах?

Аналогичные задачи решаются при диагностировании следов гусеничного транспортного средства, лыж и саней.

4. Следов животных

  • Являются ли данные следы результатом воздействия животного определенного типа (лошади, вола и пр.)?
  •  В какой мере можно судить о размере животного, оставившего следы ног?
  •  В каком направлении двигалось животное?
  •  Каким аллюром (шагом, рысью, галопом) двигалась лошадь?
  •  Каков тип постановки ног лошади?
  •  Каковы признаки некованых копыт животного, оставившего следы?
  •  Какова характеристика признаков подков, (тип, номер, общая форма, размер, наличие шипов, шляпок гвоздей, число и расположение отверстий от них)?
  •  Заводского или кустарного изготовления подковы, оставившие следы?
  •  Являются ли следы зубами животного (какого вида, например, грызуны, собаки и т.п.)?
  •  Каков механизм образования следов зубов (когтей)?
  •  Пригодны ли следы для идентификации?

Вопросы и их содержание могут меняться в зависимости от поставленных перед экспертами задачами. Самое главное требование – вопросы должны носить конкретный характер, составляться с учетом материалов дела, имеющихся фактов и данных.